«У меня уже есть имплант - это мой мобильник»
Современный художник Джереми Бэйли использует технологии связи во всех своих проектах. Он рассказал W→O→S о том, как искусство живет в интернете и какие возможности открывает Сеть для независимого художника.
Одни называют это искусство самоуверенным и дилетантским, другие верят, что за ним будущее. Джереми Бэйли, молодой художник из Канады, работает в Сети: создает арт-проекты при помощи Kickstarter и загружает на YouTube видео, записанные на веб-камеру. От тысяч подобных роликов их отличает то, что от лица и ногтей художника разлетаются пестрые геометрические фигуры, в руках он держит 3D-пушку, а иногда и вовсе предстает в образе осьминога. И всегда говорит о будущем. На днях Джереми даже продал меценату свой аккаунт в Facebook — правда, всего на один день. Он называет себя Знаменитым Медиахудожником и предстает перед зрителем в огромных очках и глупых шортах, издевается над интернет-культурой, но в первую очередь смеется над собой. И да, именно так выглядит профессиональное искусство завтрашнего дня.
Как бы ты описал свою работу простыми словами, без теории новых медиа, нет-арта и постинтернета?
— Я изобрел персонажа по имени Знаменитый Медиахудожник Джереми Бэйли. Он играет с новейшими технологиями и наивно пытается решить одни из самых сложных проблем в мире. Я часто пародирую правила поведения в Сети на каком-нибудь конкретном сайте. Например, создал шестимесячный перформанс для краудфандинг-платформы Kickstarter. Он называется «Важные портреты». И регулярно загружаю на YouTube демоверсии моего софта дополненной реальности.
В этом году Джереми разработал медиаперформанс с использованием iPad. Будучи в Канаде, он встречался с прохожими в разных уголках Европы. По улицам Брюсселя и Ливерпуля ходили люди в странных головных уборах — наподобие костюмов Леди Гаги. Вместо лиц у них были планшеты, с которых и вещал художник. Двусторонний поток данных позволял Бэйли общаться с туристами онлайн и давать им советы. Как добрый Большой Брат, он был одновременно со всеми и с каждым.
Работы Джереми
Колосс (Colossus). Видеоклип
на музыку Дерека Пётра.
Рисование под управлением
мыслей (Thought Controlled
Drawing)
Трансчеловеческий
танцевальный концерт №1
(Transhuman Dance Recital #1)
Говорят, ты поклонник видеоигр. Есть любимая? Что тебя в них вдохновляет?
— Ага, я очень много играю и стараюсь часто менять игрушки, но есть любимые с детства. Одна из них называется SimAnt: она похожа на SimСity, только с муравьями. Играть в нее — потрясающий опыт: честное слово, это игра перевернула мое представление о мире благодаря бедным беспомощным муравьям!
Еще наверняка интересуешься всякими гаджетами дополненной реальности вроде Google Glass. Каким ты видишь будущее с этими девайсами?
— Во всей этой истории тревожит то, что компании начинают патентовать наши движения: вот Google запатентовала жест «смотреть вверх» — так пользователь получает уведомления от Google Glass. Мой друг недавно видел соседа, который стоял на балконе и мотал головой вверх-вниз, будто у него эпилептический припадок. А оказалось, он просто использовал Google Glass.
Вообще-то я больше всего жду гаджетов, которые придут после Google Glass. Например, Meta — этот софт реально поможет слиться с реальностью. Вот мое предсказание на будущее: следующее поколение будет скрываться за такими гаджетами, это станет чем-то вроде модной субкультуры. За нами же будут постоянно наблюдать всевозможные камеры, поэтому мы не сможем свободно самовыражаться в реальности. Так что придется использовать для этого софт. Будет так весело!
А когда и почему ты решил использовать дополненную реальность в своей работе?
— Я создавал работы, которые можно назвать дополненной реальностью, по меньшей мере с 2003 года. Тогда и термина-то такого не было. Я никогда не интересовался сугубо проблемой дополненной реальности, скорее хотел освежить концепт из теории видеоарта, который называется «перформанс для камеры». Этот жанр был популярен в 1970-е и продолжает существовать как перформанс, предназначенный для девайса, а не для настоящей аудитории. Типичный пример из 1970-х — то, что делал Вито Аккончи, но вот на меня повлиял канадский художник Колин Кэмпбелл, которого я знаю лично. Мои работы устроены по тому же принципу, только я заменяю камеру на компьютер, подключенный к интернету.
SimAnt — игра-симулятор 1992 года: управляя колонией черных муравьев на заднем дворе загородного дома, нужно победить вражественных красных муравьев, распространить популяцию по саду и в идеале выгнать людей — хозяев дома. Управлять подчиненными нужно было при помощи феромонов и, кроме строительства и поиска пищи, озаботиться защитой от пауков и, например, дождя.
Google Glass
Explorer Edition

Очки дополненной реальности на базе Android. Пока находятся на стадии прототипа и доступны лишь избранным.
Вито Аккончи. Подтекст (Undertone). 1972 (фрагмент)
Здесь художник делится своей сексуальной фантазией и двусмысленно сучит ножками под столом, выстраивая интимные отношения со зрителем.
Крис Бурден — американский концептуальный художник, известный своими перформансами. Бурден неоднократно подвергал себя опасности: ходил по битому стеклу, разрешил прострелить себе руку и пинать себя, чтобы катиться вниз по лестнице. С середины 1970-х постоянно записывал свои перформансы на видео.
Недавно Джереми расширил свой проект на Kickstarter вместе с группой дружественных художников. Кстати, если вы не готовы оплатить заказной портрет, можете просто пожертвовать $9 и получить значок Famous New Media Artist!.
Важный портрет Дэвида Лисса, директора Музея современного канадского искусства в Торонто.
Кто из современных художников вдохновляет тебя прямо сейчас?
— Я только что купил каталог выставки Криса Бурдена, которая идет в нью-йоркском Новом музее, так что в данный момент я вдохновлен им.
А что насчет классического искусства? Кто лучший? Что так заинтересовало тебя в коммерческой портретной традиции? Я имею в виду твой проект на Kickstarter, где ты предлагаешь создать портрет с дополненной реальностью каждому меценату, который пожертвует определенную сумму.
— Интерес к традиции портретов появился благодаря тому, что я осознал: интернет (и, в частности, Kickstarter) является крупнейшим источником финансирования искусства в США. Если вы помните, искусство сначала финансировала церковь, потом этим занялись богачи и власть, потом государство, а теперь это делают простые люди на краудфандинг-платформах. Рассмотреть благотворителей на сайте можно только на крохотных аватарках, вот я и подумал, что было бы интересно сделать их портреты, как это было с влиятельными покровителями искусства в прошлом. Кстати сказать, любимым моим портретистом был Альбрехт Дюрер, который писал собственные портреты с мимикой Иисуса Христа — он был как наш Канье Вест, настоящий нарцисс.
Что значит для тебя называться Знаменитым Медиахудожником?
— Я называю себя Знаменитым Медиахудожником Джереми Бэйли по нескольким причинам. Во-первых, потому что это забавно — на самом деле известных медиахудожников не существует: если спросить случайного прохожего на улице, он едва ли назовет имя одного из современных художников, не говоря уже о каких-нибудь медиахудожниках. Новые медиа — одна из самых маргинальных областей в искусстве. Во-вторых, это приятный способ провести границу между мной реальным и личностью, которую я разработал: я позиционирую это как полное имя или бренд, а не только как лозунг. В-третьих, я очень нарциссичен и верю, несмотря ни на что, что моя вторая личность действительно знаменита. И наконец, в-четвертых, это дает больше шансов на то, что кто-то погуглит самого известного медиахудожника и найдет меня. Это мой способ SEO, поисковой оптимизации.
И зачем ты раскрываешь зрителям детали своей личной жизни?
— Потому что верю в концепцию прозрачности — думаю, что правда странная и смешная. А еще думаю, что искусство онлайн редко существует в изоляции, оно — часть потока, смешанного с личной информацией. В какой-то момент я понял, что бессмысленно проводить границу между моим искусством и жизнью — для меня это одно и то же. Моя жена в самом начале наших отношений сказала, что чувствует себя вполне уютно в качестве соавтора и части моей работы. Она магистр искусств, закончила Слейд, так что все понимает и любит работать со мной. Кристен очень помогает мне!
Можешь представить себе современное искусство в альтернативном мире, где не существует новых медиа? Чем бы ты тогда занимался?
— Думаю, было бы очень скучно. Мне кажется, новые медиа настолько непрактичны и далеки от жизни, что на них почти никто не обращает внимания. И мне это нравится. Это будто такой вечный неудачник, хотя в то же время это самый адекватный способ описать состояние современного человека.
Будущее брака (The Future of Marriage). Видеоперформанс с участием жены Джереми Кристен, посвященный принцессе Сисси, легендарной супруге австрийского кайзера Франца-Иосифа.
Был момент в твоей жизни, когда интернет или мобильная связь спасли тебя?
— Был ли момент в моей жизни, когда этого не происходило? Когда я был подростком в эпоху до интернета и мобильных телефонов, я был не в ладу с самим собой.
Многие мои работы связаны с виртуальной модификацией тела. Конечно, в будущем наши тела ждут реальные трансформации. Не знаю, как насчет вживления микрочипа и тому подобных вещей, но вообще-то у меня уже есть имплант. Обычно он прикреплен к моей левой ноге, а иногда к моей руке — это мой мобильник.
Визуальная анкета

Завтра

Скорость

Любовь

Скорбь

Тепло

Вечность